МБОУ  Исаковская СОШ Вяземского района Смоленской области
село Исаково
  • Правила обучения. Права и обязанности учащегося

    Права учащегося

    Учащийся имеет право:

    1. На получение бесплатного общего образования в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами .
    2. На бесплатное пользование библиотечным фондом школы.
    3. На дополнительную помощь со стороны учителя в приобретении знаний, в случае затруднения в освоении предмета при собственном серьёзном отношении к нему, в случае пропусков занятий по болезни, либо в тех случаях, когда обучающийся не может освоить материал самостоятельно.
    4. На перерыв для отдыха между учебными занятиями. 
    5. На получение необходимой и доступной информации в области образования и обучения в школе. 
    6. На условия обучения, гарантирующие охрану, укрепление здоровья и развитие личности. 
    7. На поощрение за прилежание в учёбе и общественной жизни школы. 
    8. На уважение своего достоинства и человеческое  обращение, в случае, если обучающийся чувствует себя ущемлённым отношением или обращением другого обучающегося или работника школы, он вправе обратиться за помощью к уполномоченному по правам ребёнка или любому члену администрации школы. 
    9. На защиту от применения методов физического или психического насилия. 
    10. На свободное выражение своего мнения. 
    11. На развитие творческих способностей, интересов. 
    12. На участие в управлении школой, избирать и быть избранным в органы школьного самоуправления, вносить предложения, касающиеся вопросов жизни школы.

      Обязанности ученика

      Общие правила поведения

      1. Знать и соблюдать Устав школы, выполнять требования правил внутреннего распорядка.  
      2. Действовать на благо родной школы, заботиться о её чести, поддержании её авторитета и традиций.  
      3. Добросовестно учиться, работать над расширением своих знаний, умений и навыков, систематически готовиться к школьным занятиям.  
      4. Строго соблюдать режим работы школы, посещать уроки в соответствии с расписанием, за исключением уважительных причин, не допускать опозданий на уроки.  
      5. Уважать честь и достоинство других обучающихся, учителей и работников школы, ценить труд и миссию учителя, проявлять уважение к убеждениям, взглядам других обучающихся.  
      6. Выполнять распоряжения директора школы, членов администрации, требования учителей и других работников школы в части отнесённой Уставом школы и Правилами внутреннего распорядка к их компетенции.
      7. Достойно вести себя за пределами школы, следить за своей речью, не допускать употребления ненормативной и бранной лексики.  
      8. Бережно относиться к школьному имуществу, заботиться о его сохранности. 
      9. Проявлять заботу о собственном здоровье и безопасности, здоровье и безопасности других обучающихся, соблюдать требования техники безопасности, школьной и личной гигиены.  
      10.  Содержать себя и свой внешний вид в чистоте и опрятности, заботиться о соответствии своей одежды и внешнего вида деловому рабочему стилю. Соблюдать требования, установленные  положением о школьной форме. Для обучающихся обязательно наличие сменной обуви.

        Поведение на занятиях

        1. Обучающиеся входят в класс по расписанию. Опаздывать на урок не разрешается. 
        2. При входе педагога в класс, обучающиеся встают в знак приветствия и садятся после того, как педагог ответит на приветствие и разрешит сесть. Обучающиеся подобным образом приветствуют любого взрослого, вошедшего в класс во время занятий . 
        3. Во время урока нельзя шуметь, самовольно вставать с места, отвлекаться самому и отвлекать товарищей от занятий посторонними разговорами, играми и другими не относящимися к уроку делами. Урочное время должно использоваться обучающимися только для учебных целей. 
        4. Выходить из класса на уроке без разрешения учителя запрещается. В случае крайней необходимости обучающийся должен поднять руку и попросить разрешения учителя. 
        5. Если обучающийся хочет задать вопрос учителю или ответить на вопрос учителя, он поднимает руку. 
        6. Обучающемуся необходимо знать и соблюдать правила техники безопасности на уроках и во внеурочное время.

        Формирование законопослушного поведения несовершеннолетних

        Правовое воспитание является одним из важнейших условий формирования правовой культуры и законопослушного поведения человека в обществе. Воспитание правовой культуры и законопослушного поведения несовершеннолетних – это целенаправленная система мер, формирующая установки гражданственности, уважения и соблюдения права, цивилизованных способов решения споров, профилактики правонарушений.

                 Целью формирования законопослушного поведения является развитие правового сознания и правовой культуры несовершеннолетних, достижение ими понимания права как важнейшего завоевания культуры, цивилизации, как основания жизненного самоопределения каждого человека и устойчивого развития общества, а также выполнение и следование всем нормам закона и права.

                 Можно выделить несколько важных аспектов, влияющих на формирование законопослушного поведения.

                 1. Знание закона. Незнание законов не освобождает от обязанности их соблюдать. Низкая юридическая грамотность населения – на руку мошенникам, которые могут, пользуясь ею, обманывать людей. Сейчас существует большое количество юридической литературы, включая кодексы законов и комментарии к ним. Но юридическая грамотность населения остается на крайне низком уровне.

                  2. Обращение к закону. Решать конфликты и споры следует в рамках права, а не за его пределами, не путем применения силы, угроз. Зачастую даже старшеклассники не доверяют прокуратуре, суду, полиции считают бесполезным обращаться к ним за помощью, а то и просто боятся это делать. В результате создается почва для стремления решить спор не в суде, а через применение силы.

                  3. Уважение закона. Закон в России воспринимается как приказ, который надо выполнять, чтобы избежать наказания, а не как норма, направленная на общее благо. В правовом государстве жизнеспособность юридических норм зависит больше от уважения к закону, чем от страха перед санкциями за их нарушение.

                  Практическая направленность нравственно-правового воспитания, формирования законопослушного гражданина предполагает, что недостаточно иметь юридическую информацию, важно уметь грамотно ею пользоваться. Только тогда право защищает человека. В процессе учёбы несовершеннолетние должны освоить специальные умения и навыки, научиться законным и нравственным способам защиты прав и свобод человека.

                 Нравственно-правовое воспитание как система, как комплекс целенаправленных мер и средств воздействия на сознание несовершеннолетних приобретает особую актуальность в подростковом возрасте, когда подростки могут уже осознанно понимать и принимать сущность законов. Система правового воспитания должна быть ориентирована на формирование привычек и социальных установок, которые не противоречат требованиям социально-правовых норм. Центральной задачей правового воспитания является достижение такого положения, когда уважение к праву становится непосредственным, личным убеждением несовершеннолетнего.

                   Важно, чтобы несовершеннолетние хорошо ориентировались в вопросах законности, ориентировались в вопросах законопослушного поведения, осознавали суть правонарушений и принимали ответственность, которая предусмотрена за них. Необходимо уделить особое внимание таким понятиям, как «доброта», «порядочность», вопросам морали, морального облика, кодекса чести. В этом состоит уникальность воспитания нравственно-правовой культуры, формирования законопослушного поведения несовершеннолетних.

                    В задачи правового воспитания входит формирование: знаний о праве; внутреннего уважения к праву; умения применять правовые знания на практике; привычки действовать в соответствии с правовыми предписаниями.

                   Правовое воспитание ‒ это целенаправленная деятельность государственных органов и общественности по формированию у граждан и должностных лиц правосознания и правовой культуры, это специальное воздействие на сознание и поведение людей с целью выработки у них устойчивой ориентации на законопослушное поведение.

                   К формам правового воспитания относятся: правовое обучение (специальная подготовка и обучение в высших и средних специальных учебных заведениях, в школе); правовая пропаганда (правовое воспитание населения в лекториях, общественных консультациях, телевидением, другими средствами массовой информации и т. д.); правовое воспитание правонарушителей правоприменительными органами (правовоспитательная деятельность органов внутренних дел, суда, прокуратуры, органов, исполняющих наказание, и др.); юридическая практика (особенно важна для практикующих студентов).

                    Методы правового воспитания – это многообразные приемы педагогического, психологического и иного воздействия на воспитуемых. К ним относят, прежде всего, убеждение и принуждение, личный пример, поощрение и др.

                    Программой, направленной на формирование законопослушного поведения несовершеннолетних, может быть предусмотрена реализация следующих задач: 1. Воспитание у несовершеннолетних уважения к Закону, правопорядку, позитивным нравственно-правовым нормам. 2. Развитие интереса к правам человека среди несовершеннолетних, их родителей и педагогов. 3. Совершенствование профилактической работы по предупреждению правонарушений, преступлений и асоциального поведения несовершеннолетних. 4. Активизация разъяснительных работ среди несовершеннолетних и родителей по правовым вопросам и разрешению конфликтных ситуаций в семье. 5. Раскрытие творческого потенциала несовершеннолетних через актуализацию темы прав человека, норм законов и ответственности за их несоблюдение.

                    Для успешного выполнения задач, лежащих в основе профилактики асоциального поведения несовершеннолетних, необходимо, выявить и проанализировать основные причины и условия, которые способствуют антиобщественным действиям детей и подростков, дают мотивацию их поведения, с целью последующего поиска методов и средств их устранения и способов противодействия.

                    Осуществление мер по реализации программ и методик, направленных на формирование законопослушного поведения несовершеннолетних, происходит через:

                    - организацию в рамках воспитательно-профилактической работы мероприятий по формированию правовой культуры, гражданской и уголовной ответственности у несовершеннолетних (проведение акций, коллективных творческих дел, нестандартных учебных занятий и т.д.);

                    - использование педагогами образовательных организаций современных технологий правового обучения и воспитания – тренингов, деловых и ролевых игр, социального проектирования, компьютерного программирования, совместной продуктивной деятельности и т.д.;

                    - организацию участия подростков в реализации социально - значимых проектов, конкурсов, акций районного и областного уровня, направленных на формирование гражданско-правового сознания несовершеннолетних;

                    - привлечение ведомств, общественных организаций, учреждений культуры, здравоохранения, родительской общественности для проведения совместных проектов по профилактике асоциального поведения несовершеннолетних;

                    - использование информационных материалов, публикаций, плакатов, художественной литературы для организации выставок, проведения классных часов, внеклассных мероприятий по предметам, мероприятий по правовой культуре и др. по профилактике асоциального поведения несовершеннолетних;

                    - проведение опросов, анкетирования несовершеннолетних и родителей по основам правовых знаний, законопослушного поведения, уровню правовой культуры;

                    - создание страниц на сайте образовательного учреждения, выпуск школьной стенгазеты, размещение специальных информационных стендов, посвященных интересным аспектам гражданско-правовой культуры и поведения несовершеннолетних.

                   Под программами и методиками, направленными на формирование законопослушного поведения несовершеннолетних, понимаются программы, методики и т.д. по:

                   - профилактике дорожно-транспортного травматизма;

                   - изучению правил дорожного движения;

                   - поведению в общественных местах и образовательных организациях (например, нельзя громко разговаривать, кричать, драться, курить, употреблять спиртные напитки (пиво), сквернословить и т.д.);

                   - исполнению требований устава организации;

                   - пропаганде ЗОЖ и т.д.

                   Все вышеперечисленные мероприятия, так или иначе, должны способствовать формированию у подростков правовой культуры, уважению к правам человека и свободе личности, а также развитию навыков безопасности и формирования безопасной среды.

        Документы

        Поделиться страницей

        Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie