Формирование законопослушного поведения несовершеннолетних
Правовое воспитание является одним из важнейших условий формирования правовой культуры и законопослушного поведения человека в обществе. Воспитание правовой культуры и законопослушного поведения несовершеннолетних – это целенаправленная система мер, формирующая установки гражданственности, уважения и соблюдения права, цивилизованных способов решения споров, профилактики правонарушений.
Целью формирования законопослушного поведения является развитие правового сознания и правовой культуры несовершеннолетних, достижение ими понимания права как важнейшего завоевания культуры, цивилизации, как основания жизненного самоопределения каждого человека и устойчивого развития общества, а также выполнение и следование всем нормам закона и права.
Можно выделить несколько важных аспектов, влияющих на формирование законопослушного поведения.
1. Знание закона. Незнание законов не освобождает от обязанности их соблюдать. Низкая юридическая грамотность населения – на руку мошенникам, которые могут, пользуясь ею, обманывать людей. Сейчас существует большое количество юридической литературы, включая кодексы законов и комментарии к ним. Но юридическая грамотность населения остается на крайне низком уровне.
2. Обращение к закону. Решать конфликты и споры следует в рамках права, а не за его пределами, не путем применения силы, угроз. Зачастую даже старшеклассники не доверяют прокуратуре, суду, полиции считают бесполезным обращаться к ним за помощью, а то и просто боятся это делать. В результате создается почва для стремления решить спор не в суде, а через применение силы.
3. Уважение закона. Закон в России воспринимается как приказ, который надо выполнять, чтобы избежать наказания, а не как норма, направленная на общее благо. В правовом государстве жизнеспособность юридических норм зависит больше от уважения к закону, чем от страха перед санкциями за их нарушение.
Практическая направленность нравственно-правового воспитания, формирования законопослушного гражданина предполагает, что недостаточно иметь юридическую информацию, важно уметь грамотно ею пользоваться. Только тогда право защищает человека. В процессе учёбы несовершеннолетние должны освоить специальные умения и навыки, научиться законным и нравственным способам защиты прав и свобод человека.
Нравственно-правовое воспитание как система, как комплекс целенаправленных мер и средств воздействия на сознание несовершеннолетних приобретает особую актуальность в подростковом возрасте, когда подростки могут уже осознанно понимать и принимать сущность законов. Система правового воспитания должна быть ориентирована на формирование привычек и социальных установок, которые не противоречат требованиям социально-правовых норм. Центральной задачей правового воспитания является достижение такого положения, когда уважение к праву становится непосредственным, личным убеждением несовершеннолетнего.
Важно, чтобы несовершеннолетние хорошо ориентировались в вопросах законности, ориентировались в вопросах законопослушного поведения, осознавали суть правонарушений и принимали ответственность, которая предусмотрена за них. Необходимо уделить особое внимание таким понятиям, как «доброта», «порядочность», вопросам морали, морального облика, кодекса чести. В этом состоит уникальность воспитания нравственно-правовой культуры, формирования законопослушного поведения несовершеннолетних.
В задачи правового воспитания входит формирование: знаний о праве; внутреннего уважения к праву; умения применять правовые знания на практике; привычки действовать в соответствии с правовыми предписаниями.
Правовое воспитание ‒ это целенаправленная деятельность государственных органов и общественности по формированию у граждан и должностных лиц правосознания и правовой культуры, это специальное воздействие на сознание и поведение людей с целью выработки у них устойчивой ориентации на законопослушное поведение.
К формам правового воспитания относятся: правовое обучение (специальная подготовка и обучение в высших и средних специальных учебных заведениях, в школе); правовая пропаганда (правовое воспитание населения в лекториях, общественных консультациях, телевидением, другими средствами массовой информации и т. д.); правовое воспитание правонарушителей правоприменительными органами (правовоспитательная деятельность органов внутренних дел, суда, прокуратуры, органов, исполняющих наказание, и др.); юридическая практика (особенно важна для практикующих студентов).
Методы правового воспитания – это многообразные приемы педагогического, психологического и иного воздействия на воспитуемых. К ним относят, прежде всего, убеждение и принуждение, личный пример, поощрение и др.
Программой, направленной на формирование законопослушного поведения несовершеннолетних, может быть предусмотрена реализация следующих задач: 1. Воспитание у несовершеннолетних уважения к Закону, правопорядку, позитивным нравственно-правовым нормам. 2. Развитие интереса к правам человека среди несовершеннолетних, их родителей и педагогов. 3. Совершенствование профилактической работы по предупреждению правонарушений, преступлений и асоциального поведения несовершеннолетних. 4. Активизация разъяснительных работ среди несовершеннолетних и родителей по правовым вопросам и разрешению конфликтных ситуаций в семье. 5. Раскрытие творческого потенциала несовершеннолетних через актуализацию темы прав человека, норм законов и ответственности за их несоблюдение.
Для успешного выполнения задач, лежащих в основе профилактики асоциального поведения несовершеннолетних, необходимо, выявить и проанализировать основные причины и условия, которые способствуют антиобщественным действиям детей и подростков, дают мотивацию их поведения, с целью последующего поиска методов и средств их устранения и способов противодействия.
Осуществление мер по реализации программ и методик, направленных на формирование законопослушного поведения несовершеннолетних, происходит через:
- организацию в рамках воспитательно-профилактической работы мероприятий по формированию правовой культуры, гражданской и уголовной ответственности у несовершеннолетних (проведение акций, коллективных творческих дел, нестандартных учебных занятий и т.д.);
- использование педагогами образовательных организаций современных технологий правового обучения и воспитания – тренингов, деловых и ролевых игр, социального проектирования, компьютерного программирования, совместной продуктивной деятельности и т.д.;
- организацию участия подростков в реализации социально - значимых проектов, конкурсов, акций районного и областного уровня, направленных на формирование гражданско-правового сознания несовершеннолетних;
- привлечение ведомств, общественных организаций, учреждений культуры, здравоохранения, родительской общественности для проведения совместных проектов по профилактике асоциального поведения несовершеннолетних;
- использование информационных материалов, публикаций, плакатов, художественной литературы для организации выставок, проведения классных часов, внеклассных мероприятий по предметам, мероприятий по правовой культуре и др. по профилактике асоциального поведения несовершеннолетних;
- проведение опросов, анкетирования несовершеннолетних и родителей по основам правовых знаний, законопослушного поведения, уровню правовой культуры;
- создание страниц на сайте образовательного учреждения, выпуск школьной стенгазеты, размещение специальных информационных стендов, посвященных интересным аспектам гражданско-правовой культуры и поведения несовершеннолетних.
Под программами и методиками, направленными на формирование законопослушного поведения несовершеннолетних, понимаются программы, методики и т.д. по:
- профилактике дорожно-транспортного травматизма;
- изучению правил дорожного движения;
- поведению в общественных местах и образовательных организациях (например, нельзя громко разговаривать, кричать, драться, курить, употреблять спиртные напитки (пиво), сквернословить и т.д.);
- исполнению требований устава организации;
- пропаганде ЗОЖ и т.д.
Все вышеперечисленные мероприятия, так или иначе, должны способствовать формированию у подростков правовой культуры, уважению к правам человека и свободе личности, а также развитию навыков безопасности и формирования безопасной среды.