Профориентация и целевое обучение
Министерство просвещения Российской Федерации реализует профориентационные проекты, в том числе в рамках федерального проекта «Успех каждого ребенка» национального проекта «Образование».
Минпросвещения России разработало и внедрило с 1 сентября 2023 г. во всех школах Российской Федерации единую модель профориентационной деятельности (профминимум). Целевой аудиторией являются обучающиеся 6–11-х классов, включая детей с ОВЗ и инвалидностью.
Профминимум включает три уровня: базовый (не менее 40 часов в учебный год), основной (не менее 60 часов в учебный год), продвинутый (не менее 80 часов в учебный год).
Профминимум – единый универсальный набор профориентационных практик и инструментов для проведения мероприятий по профессиональной ориентации обучающихся, который включает в себя семь направлений.
- профильные предпрофессиональные классы (инженерные, медицинские, космические, IT, педагогические, предпринимательские, ориентированные на востребованные профессии на рынке труда);
- урочная деятельность (профориентационное содержание уроков по предметам общеобразовательного цикла, где рассматривается значимость учебного предмета в профессиональной деятельности и т.д.);
- внеурочная деятельность: цикл профориентационных занятий «Россия – Мои горизонты» (проведение занятий организовано с 1 сентября 2023 г. еженедельно по четвергам);
- практико-ориентированный модуль (экскурсии на производство, экскурсии и посещение лекций в образовательных организациях СПО и ВО, посещение профориентационной выставки «Лаборатория будущего» и других, посещение профессиональных проб, выставок, ярмарок профессий, дней открытых дверей в образовательных организациях СПО и ВО, открытых уроков технологии на базе колледжей, встречи с представителями разных профессий и др.);
- дополнительное образование (выбор и посещение занятий в рамках дополнительного образования с учетом склонностей и образовательных потребностей);
- профессиональное обучение по программам профессиональной подготовки по профессиям рабочих и должностям служащих (получение профессии по образцу существовавших учебно-производственных комбинатов);
- взаимодействие с родителями или законными представителями (родительские собрания, участие родительского сообщества во встречах с представителями разных профессий).
Один из ключевых профориентационных проектов – федеральный проект «Билет в будущее», охват которого составляет уже более 2,3 млн школьников. На платформе проекта зарегистрировано более 790 тыс. учеников 6–11-х классов, более 337 тыс. обучающихся прошли региональные профориентационные пробы.
«Россия – мои горизонты» – это курс из 34 профориентационных ежегодных занятий по направлению внеурочной деятельности в федеральной программе «Профминимум». Уроки проводятся в 6–11 классах. Кстати, недавно центр профориентации ПрофГид разработал точный тест на профориентацию, который сам расскажет, какие профессии вам подходят, даст заключение о вашем типе личности и интеллекте.
Содержание:
- Программы профориентации «Россия – мои горизонты»
- Региональный компонент программ
- Календарно-тематические планы
Каждый четверг ученики 6–11-х классов знакомятся с современными профессиями и состоянием рынка труда, отраслями российской экономики, достижениями страны в науке и технологиях. Цель курса «Россия – мои горизонты» – сформировать у школьников готовность к выбору профессии, познакомить их с федеральным и региональными рынками труда, дать представление о разнообразии профессий, их перспективности и востребованности.
Программы профориентации «Россия – мои горизонты»
Полный курс состоит из 34 обязательных занятий. Они проходят весь учебный год – с сентября по май, одно занятие в неделю (1 академический час).
Минпросвещения и Фонд гуманитарных проектов разработали календарно-тематический план и примерную рабочую программу курса. Все материалы выложены на сайте «Билет в будущее».
Рабочие программы составлены комплексно – по принципу преемственности задач профориентации при переходе учеников из класса в класс.
В курс входят:
- Профориентационные уроки по темам:
- приоритетные для развития страны отрасли экономики;
- спрос на кадры (востребованность профессий);
- стратегия экономического развития России;
- ценностные ориентиры при выборе профессии.
- Профориентационные диагностики:
- тестирование склонностей;
- определение способностей;
- выявление личностных особенностей;
- оценка готовности к профессиональному самоопределению (ГПС).
- Рефлексивные занятия (уроки, на которых ученики не только оценивают свои эмоции, но и вместе с учителем разбираются, как выбрать профессию и построить свою профессионально-образовательную траекторию).
- Онлайновые профпробы в контентно-информационном комплексе (КИК) «Конструктор будущего», который расположен на единой для «Билета в будущее» и «Профминимума» информационно-сервисной платформе.
В контент КИК входят материалы:
- ознакомительного урока;
- занятий по профориентации в возрастных категориях (для каждого класса отдельно – с 6-го по 11-й);
- онлайновой мультимедийной выставки «Лаборатория будущего»;
- виртуальных профессиональных проб (практических онлайн-занятий, на которых ученики решают рабочие задачи специалистов в разных областях: пример – профпроба на Data Scientist для одиннадцатиклассников);
- профориентационный контент для уроков по основным предметам и внеурочной работы;
- для взаимодействия с родителями;
- для урока-рефлексии.
Обязательный компонент программы внеурочной деятельности школа может дополнить вариативной частью. Она может включать:
- проектную деятельность школьников;
- профориентационное тестирование;
- круглые столы, мастер-классы, моделирующие деловые игры;
- консультации с психологами-профориентологами;
- профориентационные конкурсы («Азбука профессий», «Профессионалы» и др.);
- выпуски проекта «Шоу профессий».
ПроеКТОриЯ
Интерактивная цифровая платформа для профориентации школьников, которая была запущена в ноябре 2016 года представляет собой онлайн-площадку для коммуникации, выбора профессии и работы над проектными задачами, игровую платформу с конкурсами, опросами и флешмобами, а также интернет-издание с уникальным информационно-образовательным контентом.
Интеллектуальные игры профориентационного курса внеурочной деятельности «Россия – мои горизонты»
В соответствии с письмом Министерства просвещения Российской Федерации от 11.11.2024 No 05-4133 Министерство образования и науки Смоленской области (далее – Министерство) информирует о проведении Российским обществом «Знание» серии интеллектуальных игр (далее – Игры), ориентированных на формирование у школьников готовности к профессиональному самоопределению, по материалам отраслевых занятий профориентационного курса внеурочной
деятельности «Россия – мои горизонты».
Игры пройдут 16.11.2024 и 21.12.2024 в 14:00.
Для участия в Играх необходимо пройти регистрацию по ссылке:
https://igra.znanierussia.ru/rmg
ЦЕЛЕВОЕ ОБУЧЕНИЕ
(СМОТРЕТЬ СТРАНИЦУ)