МБОУ  Исаковская СОШ Вяземского района Смоленской области
село Исаково
  • Функциональная грамотность

    Функциональная грамотность школьников

    В современном образовательном контексте функциональная грамотность школьников играет ключевую роль, определяя их способность успешно справляться с вызовами современного мира. В рамках ФГОС организация обучения будет акцентироваться на развитии этой важной компетенции, что имеет решающее значение для становления образованного и адаптированного к быстро меняющимся условиям жизни гражданина.

    Что такое функциональная грамотность?

    Функциональная грамотность (ФГ) - это набор навыков чтения, письма и коммуникации, которые позволяют человеку успешно применять свои знания и умения в реальных жизненных ситуациях. ФГ подразумевает не только базовые навыки чтения и письма, но и способность адаптировать и применять эти навыки для решения разнообразных задач, с которыми сталкивается ученик в повседневной жизни.

    Функциональная грамотность успешного решения бытовых проблем, эффективного общения в различных социальных ситуациях, а также для построения связей между разными предметами и применения знаний на практике. Люди с развитой функциональной грамотностью способны быстро адаптироваться к изменяющейся среде, могут быстро осваивать новые знания и применять их для решения разнообразных проблем. Эти навыки делают их более конкурентоспособными и успешными в современном мире.

    Обучение функциональной грамотности может быть сложным процессом, но он приносит плоды. Акцент на этом подходе к обучению делает учебный процесс более интересным и позволяет ученикам лучше вовлекаться в познавательный процесс, а также развивать аналитические навыки и способность к самостоятельной работе с информацией.

    Компетенции функциональной грамотности

    Читательская грамотность

    ФГОС включает в себя задачу формирования функциональной грамотности у младших школьников и старшеклассников. Примером такой грамотности является умение читать тексты с аналитическим подходом, где ответы не всегда однозначны, и требуется анализировать и обсуждать тему.

    На уроках необходимо включать задания, которые стимулируют учеников размышлять, например, о том, как бы они поступили на месте главных персонажей, почему автор выбрал определенную концовку, или какие последствия могли бы возникнуть, если бы действия главного героя были иными.

    Важно научить учеников читать между строк, выделять ключевую информацию и улавливать взаимосвязи и параллели в текстах.

    Математическая грамотность

    Формирование математической компетенции может быть достигнуто с помощью верно поставленных практических вопросов.

    Например, рассмотрим задачу о финансовом планировании. Предоставлены данные о месячном доходе, расходах на жилье, питание, развлечения и сбережения. Решение этой задачи позволит учащимся определить, сколько месяцев потребуется для достижения определенных сбережений при заданных расходах и доходе.

    Ученик с развитой математической компетенцией способен применять математические знания в различных контекстах, анализировать финансовые ситуации и принимать обоснованные решения относительно имеющихся ресурсов.

    Естественно-научная грамотность

    Для развития компетенций в области естественных наук, необходимо уметь правильно интерпретировать научные данные, проводить практические исследования, объяснять природные явления и находить соответствующие доказательства. В данном случае могут быть полезны задачи на анализ и сравнение природных явлений, географических карт и окружающей среды.

    Допустим, рассмотрим задачу связанную с изучением климатических данных. Анализ данных о средней температуре и осадках в разных регионах может помочь предсказать изменения в климате и разработать меры адаптации к ним. Также можно предложить старшеклассникам исследовать влияние климатических факторов на рост сельскохозяйственных культур и оценить их устойчивость к изменению климата.

    Ученик, обладающий естественно-научной грамотностью, способен формировать собственное мнение о явлениях и ситуациях, связанных с природными процессами.

    Глобальные компетенции

    Глобальные компетенции подразумевают способность ученика использовать свои знания самостоятельно или в команде для решения масштабных проблем.

    Этот аспект развивается через задания, которые требуют анализа причинно-следственных связей между событиями, явлениями и их глобальными последствиями. Ученикам предлагается рассмотреть ситуации, связанные с демографией, экономикой, экологией и другими глобальными вопросами и на них ответить.

    Ребенок должен быть в состоянии управлять своим поведением, готов к принятию новой информации, способен к открытому общению и сотрудничеству в группе. Этот аспект способствует развитию аналитического и критического мышления, формирует умение проявлять эмпатию и успешно взаимодействовать с другими. Совместные исследования помогают создать уважение к чужим точкам зрения и культурам, что становится важной частью современного образования и способствует развитию личности, способной воспринимать и уважать разнообразие мнений и убеждений.

    Креативное мышление

    Этот аспект охватывает все аспекты творчества в самом широком смысле: способность создавать новые идеи, усовершенствовать существующие концепции, предлагать эффективные решения и использовать воображение.

    Развитие креативного мышления может быть достигнуто через совместную работу, такую как создание стенгазеты, разработка расписания уроков и плана действий, или создание художественных произведений на актуальные темы или фантастических существ.

    Финансовая грамотность

    Финансовая грамотность включает в себя ознакомление школьников с основными понятиями в области финансовых инструментов и развитие способности принимать решения, которые способствуют улучшению их собственного финансового благополучия.

    Учителям предлагают создать сценарии с использованием банковских продуктов, финансовых операций и других инструментов финансового рынка, чтобы обучить учеников пониманию и умению работать с финансами.

    Рассмотрим несколько причин, почему важно изучать финансовую грамотность с детства:

    Такое обучение позволит осознать, что деньги — это не только средство для покупки еды или вещей, но и инструмент для достижения целей Ребенок должен знать, как правильно контролировать свои финансы, чтобы избежать крупных долгов и закредитованности во взрослой жизни Знания в сфере экономики помогут стать более серьезным и независимым в будущем, когда человек начнет работать и жить самостоятельно Дети учатся планировать доходы и расходы, составлять и соблюдать бюджет, чтобы избежать финансовых проблем в дальнейшем Финансовая грамотность закладывает основы знаний об экономике. Ребенок начинает понимать, как работает экономическая система в стране и как она влияет на жизнь обычных людей.
    Нередко можно услышать истории о том, как ребенок взял крупную сумму средств у родителей и распорядился ею совершенно безответственно, например, перевел на счет видеоигры или отдал мошенникам.Таких проблем можно избежать, если вовремя объяснить серьезность финансовой грамотности.
    Какие плюсы в получении знаний о финансах.
    Финансовая грамотность для детей — это развитие важных навыков, которые могут пригодиться во взрослой жизни, например, такие умения, как:
    Последовательность в принятии решений
    Долгосрочное и краткосрочное планирование
    Математические расчеты
    Анализ и оценка рисков.

    Для каждого возраста подходят разные методы обучения финансовой грамотности.
    Дошкольники 5–7 лет
    Дошкольнику необходимо преподносить информацию в развлекательном и простом формате, чтобы он смог ее хорошо усвоить. Можно использовать игры и развлекательные занятия, чтобы познакомить ребенка с деньгами и их значением в нашей жизни. Например, играть в магазин, банк или ресторан. В этом случае дети учатся считать купюры и монеты, и понимают, как работают финансы. Дошкольники любят проводить время с родителями. Вместе с детьми можно читать детские книги о финансах, смотреть обучающие мультфильмы или видео, которые помогут понять, что деньги — это не просто ресурс для покупок игрушек и сладостей, но и важный инструмент для приобретения продуктов, необходимых вещей и услуг.

    Младшие школьники 7–10 лет
    Ученикам начальных классов можно подробнее объяснять все нюансы финансовой грамотности. В этом возрасте родители рассказывают детям про банковские карты и как ими пользоваться, показывают, как составляется бюджет семьи, какие у семьи есть финансовые траты. Младшие школьники смогут понять информацию о налогах, ЖКХ и других обязательных регулярных платежах. Ребенок идет в начальную школу и начинает самостоятельно тратить деньги на обеды в столовой. Как раз здесь могут пригодиться знания о банковских картах и умение планировать бюджет. В этом возрасте дети только начинают получать карманные деньги и очень важно именно в этот период заложить основы финансовых знаний.

    Сначала родители дают ребенку карманные деньги раз в день, но постепенно срок может увеличивать до недели, до 14 дней и до месяца. Так постепенно происходит обучение планированию личного бюджета. Детям пригодятся блокнот для записей или специальные мобильные приложения, в которых учитываются доходы и расходы. Важно объяснить, что нельзя тратить средства за один день, их нужно растянуть на указанный период и при возможности часть отложить, чтобы накопить на какую-то крупную покупку. В магазине важно ставить ребенка перед выбором: маленькое удовольствие сейчас или большое потом. Если он в текущий момент откажется от шоколадки, то через несколько недель сможет купить себе что-то более значимое, например игрушку или одежду. Кроме этого, важно дать ему самостоятельно расплатиться на кассе, ведь для всех детей этот момент очень волнительный и ответственный. Родителям не рекомендуется финансово поощрять хорошие оценки или уборку дома. Лучше показать значимость выполнения этих функций с другой стороны, без участия денег. Ребенок должен понимать, что ему необходимо образование для дальнейшей успешной жизни, а уборка создает уют, поэтому приятно находиться в квартире.

    Ученики 5–8 классов 10–14 лет
    Ребенка, который обучается в средней школе, можно отправлять за продуктами в магазин одного. Важно рассказать про необходимость сравнивать вес товаров, проверять чек и самостоятельно считать сдачу. Школьников 5–8 классов нужно знакомить с работой банков, рассказывать о вкладах и инвестициях. Кроме этого, таким детям уже можно доверить крупную денежную сумму, которую они должны распределить на определенный период. Расскажите про метод «пяти конвертов». Согласно ему, все деньги нужно разделить на пять частей, четыре доли на каждый день недели и пятый — накопления. Используйте для обучения интерактивные игры и видео на популярных у подростков ресурсах. Тогда это не будет восприниматься ими как тяжелая обязанность. Наоборот, процесс получения новых знаний, станет интересным и увлекательным.

    Старшеклассники 14–17 лет
    Старшеклассники способны самостоятельно зарабатывать деньги. Для несовершеннолетних подростков есть разные методы подработки, например, раздача листовок или выгул собак. Многочисленные рассказы о теории не покажут ребенку значимость финансов так, как это сделает реальная работа. Дети начинают внимательнее относиться к средствам, только когда испытают на себе, как они достаются. В возрасте 14–17 лет ребенку можно доверить крупную покупку. Это отличный воспитательный момент, который на практике демонстрирует, как управлять деньгами.
    С 14 лет банковские карты оформляются уже на имя ребенка с личным доступом к управлению финансами. Убедитесь, что дети смогут самостоятельно контролировать расходы и пользоваться картой. Но лимиты на операции в любом случае не помешают.

    Обучать финансовой грамотности можно в процессе похода в магазин. На практике объяснять гораздо проще. При разговоре с детьми лучше наглядно показывать деньги, считать вместе с ребенком и на конкретных примерах объяснять, как распределяется бюджет.

    Мобильные приложения Финзнайка:
    Бесплатное приложение для детей от шести лет, которые обучаются во 2–4 классах. Здесь рассказывается о деньгах, валюте, банках, бизнесе, семейном бюджете. Есть множество различных игр, соревнований и бонусов.
    Отдельно есть версия для подростков, учеников 5–11 классов. Разработано по заказу Минфина.

    Три Кота: Финансы для детей:
    Игра для пользователей от трех лет рассказывает, что такое деньги и семейный бюджет, как разумно расходовать средства, как формируются финансовые цели, какие бывают мошеннические уловки и что такое предпринимательство. Персонажи помогают детям учить математику. Предназначена для детей 4–7 лет.

    Финансы — бюджет, расходы:
    Приложения для удобного учета расходов и доходов. Можно создавать собственные категории, следить за всеми транзакциями, отслеживать валюту. Есть функция напоминаний в виде уведомлений о регулярных платежах и денежных поступлений. Подойдет для подростков и взрослых.

    Карманные деньги за математику:
    Ребенку нужно решать математические примеры разной сложности. Может использоваться с 6 до 10 лет. За правильные ответы и выполнение заданий начисляются бонусы. Приложение обучает правильно считать и позволяет улучшать навыки в математике в игровой форме.

    Монеткины:
    Еще один проект Минфина. Приложение разработано для учеников 2–8 классов. Ребенок помогает персонажу вести бюджет, учитывать расходы и доходы, планировать траты, осознавать важность учета денежных операций. Родитель может стать наставником в игре, подключившись со своего аккаунта.

    Онлайн-курсы:
    Многие школы дистанционного обучения предлагают платные и бесплатные курсы по финансовой грамотности для детей и подростков. Системный подход позволяет быстро донести до ребенка сложную на первый взгляд информацию. Процесс построен полностью онлайн через чтение, видео-уроки, вебинары, прохождение электронных тестов. Это значительно облегчает задачу родителя и дает маленькому человеку достаточно серьезные знания и навыки на финансовую тематику. Банк России с сентября 2023 года проводит онлайн-уроки для учеников 5–10 классов о том, как работает страховка, кредиты, налоги и другие важные финансовые инструменты.

    https://моифинансы.рф/materials/ - Библиотека по финансовой грамотности

    https://dni-fg.ru/ - онлайн-уроки по финансовой грамотности для школьников от Банка России

    https://cloud.mail.ru/public/jFYB/cMu2T7PFb - Тематический урок "НЕдетские игры: как не стать участником финансовых преступлений"

    https://doit-together.ru/finance.2023/ - «Финансовая безопасность в цифровом мире» – Всероссийская Акция, задача которой — сформировать у школьников и их родителей основу для разумного принятия финансовых решений и достижения личного финансового благополучия.
    Сроки проведения Акции: 15 ноября 2023 г. - 15 июля 2024 г.

    Компьютерная грамотность

    В последние годы компьютерная грамотность и безопасность школьников приобретает особую важность. Умение взаимодействовать с электронными сервисами уже становится неотъемлемой частью обучения с начальных классов.

    Компьютерная грамотность означает умение работать с информацией в интернете, осуществлять поиск и анализ данных, а также оценивать их надежность; использовать электронные сервисы, такие как электронная почта, облачные хранилища и базовые программы; знать правила безопасности и методы защиты личной информации, уметь управлять личными аккаунтами в социальных сетях.

    Способы развития функциональной грамотности школьников

    Также при обучении функциональной грамотности существует несколько рекомендаций:

    1. Равномерное распределение заданий: Задания по развитию функциональной грамотности начального и продвинутого уровня следует равномерно интегрировать в учебный процесс на протяжении всего учебного года. Они должны быть привязаны к реальным ситуациям, соответствовать возрасту учеников и обеспечивать системное и взаимосвязанное обучение.
    1. Близость к практике: Для младших школьников важно, чтобы задачи соответствовали их повседневному опыту. Темы, близкие и интересные детям, могут стать источником вдохновения и мотивации для поиска новых знаний. Например, использование героев из мультфильмов и компьютерных игр может сделать задачи более увлекательными.
    1. Дополнительное образование: Дополнительные занятия и кружки могут играть важную роль в формировании функциональной грамотности. Они способствуют развитию творческих способностей, креативного мышления, компьютерной и читательской грамотности. Важно обеспечить согласованность работы педагогов и установить метапредметные связи, чтобы эффективно развивать необходимые компетенции.
    1. Постепенное усложнение заданий: В средних и старших классах необходимо увеличивать объем знаний и сложность анализа информации. Учеников можно ознакомить с серьезными глобальными проблемами и причинами различных явлений, такими как мировые конфликты и социальное неравенство. Задания могут быть направлены на изучение взаимосвязей между разными науками и формирование выводов на основе этих взаимосвязей.
    1. Развитие критического мышления: Кроме того, учеников можно обучать анализу информации и определению фейковых новостей и вирусного контента. Задания по финансовой грамотности также могут быть усложнены, например, ученикам можно предложить создать свою финансовую модель и рассчитать ее устойчивость.

      Ресурсы по формированию функциональной грамотности школьников

      Российский учебник. Формирование функциональной грамотности: https://rosuchebnik.ru/material/formirovanie-funktsionalnoy-gramotnosti-na-urokakh-russkogo-yazyka-article/

      Издательство «Просвещение». Банк заданий по функциональной грамотности: https://media.prosv.ru/fg/

      Академия «Просвещение». Технологии формирования и оценивания функциональной грамотности: https://academy.prosv.ru/fungram

      Яндекс. Учебник Курс. Функциональная грамотность: развиваем в школе: https://yandex.ru/promo/education/specpro/fungram

      Яндекс. Учебник. Марафон по функциональной грамотности: https://yandex.ru/promo/education/specpro/marathon2020/main

      Я - Учитель. Развиваем функциональную грамотность школьников: https://teacher.yandex.ru/posts/funktsionalnaya-gramotnost-shkolnikov-razvivaem-vmeste-s-yandeks-uchebnikom

      Федеральный институт оценки качества образования. Исследования PISA, онлайн-задания по функциональной грамотности: https://fioco.ru/%D0%BF%D1%80%D0%B8%D0%BC%D0%B5%D1%80%D1%8B-%D0%B7%D0%B0%D0%B4%D0%B0%D1%87-pisa

      Международное исследование PISA. Международное исследование качества образования PISA в 2022 году: https://2022g.ru/mezhdunarodnoe-issledovanie-pisa/

      Институт стратегии развития образования Российской академии образования. Сетевой комплекс информационного взаимодействия субъектов Российской Федерации в проекте «Мониторинг формирования функциональной грамотности учащихся»: http://skiv.instrao.ru

      Академия Минпросвещения. Учебно-дидактические пособия по формированию и оценке читательской, математической и естественнонаучной грамотности: https://apkpro.ru/functionalskills/

      Российская электронная школа. Электронный банк заданий для оценки функциональной грамотности: https://fg.resh.edu.ru/


       Документы:
      Письмо Министерства просвещения РФ от 17.09.2021 № 03-1526 О методическом обеспечении работы по повышению функциональной грамотности.
      Письмо Министерства просвещения РФ от 22.03.2021 № 04-238 Об электронном банке тренировочных заданий по оценке функциональной грамотности.
      Письмо Министерства просвещения РФ от 26.01.2021 № ТВ-94-04 Об электронном банке тренировочных заданий по оценке функциональной грамотности.

    Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie